Что такое франшиза и франчайзинг с точки зрения права интеллектуальной собственности?

Франчайзинг, без преувеличения, является трендом последнего десятилетия в Украине. У всех на слуху такие франчайзеры как Новая почта, Наша Ряба, Novus, Columbia, Pizza Celentano, Mafia, Tez Tour, KIMS, Суши Wok, Fornetti и т.д. В то же время есть и негативные примеры, в частности, кейс американской компании «Minnie Pearl Fried Chicken», которая в свое время продала в США более 2000 франшиз, а в итоге открылось менее 200 франчайзи, ни один из которых выжил. Что касается украинских неудачных франчайзинговых проектов, то сразу вспоминается Ин Тайм, не говоря уже о явно мошеннических схемах. В связи с этим Всемирная организация интеллектуальной собственности в своем руководстве по франчайзингу специально подчеркивает, что “в странах, где законы о раскрытии информации отсутствуют, пользователям франшизы следует, руководствуясь практикой разумного предпринимательства, подписывать юридически обязательные соглашения, только если они располагают всей полнотой фактов”. Начать потенциальному франчайзи рекомендуется с оценки пакета прав интеллектуальной собственности франчайзера. Для этого следует обратиться к специалисту. Юрист по франчайзингу должен объединять в себе опыт патентного поверенного или адвоката по интеллектуальной собственности с опытом юриста-хозяйственника, специализирующегося в области договорного права и налогового планирования.

 

С точки зрения украинского законодательства франшиза сводится к заключению между заинтересованными сторонами договора коммерческой концессии и/или лицензионного договора. Основным предметом таких договоров являются отношения сторон по поводу тех или иных объектов права интеллектуальной собственности. Это, прежде всего, торговые марки, но не только они. Вот некоторые примеры тех объектов, права на которые передаются по франшизе:

 

1. Торговая марка по свидетельству Украины № 4960 для товаров и услуг 29, 30, 31, 32, 35, 37, 41, 42 классов МКТП:

2. А вот пример комплексного подхода. Торговая марка по свидетельству Украины № 176528 для товаров и услуг 30, 35, 43 классов МКТП и промышленный образец “Стаканчик” по патенту Украины № 26214:

Поскольку патенты на промышленные образцы охраняют внешний вид любых промышленных изделий, права на них очень часто включаются в те франшизы, для которых принципиальное значение имеет дизайн товаров или упаковки.

 

3. В рамках франчайзинга могут передаваться права также и на изобретения (полезные модели). Вот пример из сферы рекламного бизнеса - патент Украины № 26757 на полезную модель “Способ подачи рекламы”:

 

Подробнее о регистрации торговых марок, патентовании промышленных образцов и изобретений (полезных моделей) в Одессе можно узнать здесь.