Что такое франшиза и франчайзинг с точки зрения права интеллектуальной собственности?

В Украине все большую популярность набирает “бизнес по франшизе” или “бизнес по договору франчайзинга”. Речь идет о вхождении в готовый бизнес на условиях его “аренды”, как правило, в определенном регионе. В обмен на периодические платежи “арендатор” получает готовую систему маркетинга и поддержку от франчайзера.

 

С точки зрения украинского законодательства франшиза сводится к заключению между заинтересованными сторонами договора коммерческой концессии или лицензионного договора. Основным предметом таких договоров являются отношения сторон по поводу тех или иных объектов права интеллектуальной собственности. Это, прежде всего, торговые марки, но не только они. Вот некоторые примеры тех объектов, права на которые передаются по франшизе:

 

1. Торговая марка по свидетельству Украины № 4960 для товаров и услуг 29, 30, 31, 32, 35, 37, 41, 42 классов МКТП:

2. А вот пример комплексного подхода. Торговая марка по свидетельству Украины № 176528 для товаров и услуг 30, 35, 43 классов МКТП и промышленный образец “Стаканчик” по патенту Украины № 26214:

Поскольку патенты на промышленные образцы охраняют внешний вид любых промышленных изделий, права на них очень часто включаются в те франшизы, для которых принципиальное значение имеет дизайн товаров или упаковки.

 

3. В рамках франчайзинга могут передаваться права также и на изобретения (полезные модели). Вот пример из сферы рекламного бизнеса - патент Украины № 26757 на полезную модель “Способ подачи рекламы”:

 

Подробнее о регистрации торговых марок, патентовании промышленных образцов и изобретений (полезных моделей) в Одессе можно узнать здесь.