Предварительный поиск торговых марок

Так называемый "предварительный поиск" торговых марок – это разновидность патентных исследований. Целью предварительного поиска является оценка перспектив регистрации торговых марок (знаков для товаров и услуг) с точки зрения относительных критериев их охраноспособности путем сопоставления обозначения, которое планируется подать на регистрацию, с конкурирующими обозначениями, которые могут быть противопоставлены при проведении квалификационной экспертизы. Побочной целью предварительного поиска является проверка "патентной чистоты" разработанного обозначения, то есть, выяснение того, не будет ли его использование нарушать права третьих лиц.

Проведение предварительного поиска не является обязательным при регистрации торговых марок. В некоторых случаях его проведение представляется даже излишним. Ведь чем более оригинально обозначение, особенно комбинированное, тем выше шансы на его успешную регистрацию. Но узнать об этом наверняка можно лишь спустя 6-12 мес. с момента подачи заявки и уже после оплаты основной части регистрационных сборов. В качестве примера можно ознакомиться с результатами предварительного поиска в отношении словесного обозначения "Одесса" по состоянию на сентябрь 2012 г. На этом примере легко убедиться, с какими сложностями может быть сопряжена в будущем регистрация подобного обозначения для многих классов МКТУ, даже если оно будет представлено оригинальным способом. Стоит принять во внимание, что к марту 2015 г. было проведено в общей сложности порядка 200 тыс. национальных регистраций (правда, не все они действующие) и свыше 130 тыс. международных регистраций. Ежегодно ведомство получает в среднем около 20 тыс. заявок по национальной процедуре и до 10 тыс. - по международной.

Предварительный поиск состоит из двух этапов. Сначала предпринимается отбор тождественных или схожих обозначений. Поиск проводится по базам:

а) зарегистрированных в Украине знаков для товаров и услуг (эта база данных доступна на сайте Укрпатента, но в ней отсутствует возможность поиска по изобразительным элементам);

б) поданных заявок на регистрацию в Украине знаков для товаров и услуг (эта база данных отсутствует в свободном доступе);

в) международных регистраций с расширением на Украину (эта база данных доступна на сайте ВОИС).

При этом нужно принять во внимание, что поданные заявки становятся доступны для поиска не в день их подачи, а несколько позднее. Кроме того, в реестре не всегда отражаются вступившие в силу решения судов о признании недействительными свидетельств на знаки для товаров и услуг. Разумеется, при поиске не будут выявлены права на приоритет, возникшие из подачи заявки в других странах-членах Парижской конвенции до тех пор, пока соответствующая заявка не поступит в украинское ведомство. Права на повторную регистрацию знака, вытекающие из ст. 22 закона "Об охране прав на знаки для товаров и услуг", также не отражаются в результатах поиска.

На втором этапе проведения поиска отобранные обозначения сопоставляются с обозначением, которое планируется подать на регистрацию. При этом используются те же критерии, которые применяются экспертами ведомства при проведении квалификационной экспертизы. Разумеется, выводы, сделанные в результате предварительного поиска, носят вероятностный характер.